Галерея

Национальных 

Культур

ШВЕЙЦАРИЯ

Общество Культурных Проектов приглашает посетить цикл встреч из серии "Галерея Национальных Культур", посвященный Швейцарии.

Проект "Галерея Национальных Культур" это серия мероприятий, посвящённая культурам разных стран и народов. 

Федеративное устройство Швейцарии, четыре языка и многочисленные традиции страны делают ее культурную жизнь, как и российскую, чрезвычайно разнообразной. 

Данный цикл лекций в апреле 2025 года познакомит петербуржцев с несколькими аспектами истории культуры Швейцарии, затрагивая темы из разных областей: изобразительного искусства, архитектуры, искусства танца и кулинарного мастерства. 















Иван Дмитриевич Чечот искусствовед, преподаватель, старший научный сотрудник РИИИ

Альберт Вельти, 

художник

Встреча с И. Д. Чечотом на тему:

"Швейцарский художник Альберт Вельти (1862-1912)"

5 апреля, суббота, 16:00

Готическая гостиная особняка Барятинских

Улица Чайковского, дом 46

На встрече будет произведена попытка нарисовать портрет художника и сделать разбор его творчества на фоне истории Швейцарского искусства XIX, прежде всего - в связи с влиянием Арнольда Бёклина, но также и тенденцией французского искусства эпохи символизма и импрессионизма.

В программе: осмотр особняка, лекция, бокал Швейцарского вина в антракте

Стоимость билета: 5500 р.

Для студентов и работников культуры возможна скидка на билет 50% при предъявлении соответствующих документов. Запросить скидку можно написав по адресу mail@okp.spb.ru .


Фотографии со встречи:

И. Д. Чечот об Альберте Вельти:

Альберт Вельти (1862-1912) – художник, привлекший внимание европейской публики в прошлом году в связи с выставкой в цюрихском Кунстхаусе «Альберт Вельти и графика фантастического». Гравюры Энсора, Бредэна, Ропса, Редона, Клингера, Гойи и менее известных визионеров, мастеров гротеска обрамляли и оттеняли более шестидесяти офортов Вельти. Художник был забыт вскоре после смерти, несмотря на блестящий период славы в Германии и Швейцарии. Его новое открытие пришлось на середину 1980-х годов. Появились немногочисленные выставки, каталоги и статьи. Знатоки, конечно, всегда знали о его существовании, о его тщательно задуманных и выполненных картинах с замысловатыми аллегорическими сюжетами, о причудливых экслибрисах для ряда известных людей рубежа веков, о громадной картине с изображением швейцарского народного собрания на фоне парламента в Берне. Вельти художник швейцарский, но значительную часть жизни провел в Мюнхене. Он был учеником и помощником А.Беклина, автора «Острова мертвых». Его имя связано с жизнью и творчеством таких знаменитых писателей 19 и 20 веков как Готфрид Келлер и Герман Гессе, последний был его другом и почитателем всю жизнь. Сегодня Вельти рассматривают как пример того, что художник, занимающий консервативные позиции, с течением времени может оказаться в глазах критиков новатором, предвосхитившим более поздние увлечения. Речь идет и о сюрреализме, который видел себя продолжателем декадентского «беклинизма», и о чисто живописных, колористических тенденциях середины 20 века. Но интересоваться и ценить Вельти   можно и без притягивания его к проблемам и комплексам модернизма. Это серьезный и талантливый художник эпохи меланхолии и тревог накануне нового столетия, подлинный романтик, в творчестве которого сведены воедино противоположности идиллии и гротеска, традиционализма и индивидуализма. Сочный юмор нарушается у него приступами ужаса. Уродство предстает на фоне кристально чистых вечеров альпийской страны, которую наивно принято считать беспроблемной, а поезд истории (на большой гравюре «Шествие в двадцатый век») едет по шаткому мосту, опирающемуся на плечи волосатых гигантов, похожих на простых грузчиков. Одновременно Вельти создавал недавно открытые очень красивые пейзажи пастелью, в которых погружался в нирванну цвета и тона. 

В лекции мы познакомимся с кругом и миром Вельти: с окраинами Цюриха и лесными кантонами, с малоизвестными художниками мюнхенской школы, с композитором Отмаром Шеком, другом художника, с меценатом Францем Розе из Восточной Пруссии, помогавшем не только ему, но и оригинальнейшему итальянскому скульптору Адольфо Вильдту.

И.Д. Чечот

Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова

петербургский искусствовед, преподаватель, исследователь архитектуры XVIII века

При поддержке:

Лекция Е. Ю. Станюкович-Денисовой на тему:

"Архитекторы   уроженцы швейцарского кантона Тичино. Три столетия творчества в Петербурге"

При поддержке оргкомитета Международной премии «Золотой Трезини» 

12 апреля, cуббота, 15:00

Фонд культурного наследия им Б.Б. Пиотровского

Захарьевская улица, дом 14


Из предгорья Альп на север от Милана со времени Средневековья было родом великое множество мастеров по обработке камня, скульпторов и строителей, работавших по всей  Европе. В своей статье 1909 года Александр Бенуа назвал эти окрестности города Лугано "рассадником искусств". С основанием Петербурга тичинские мастера начинают работать и в Северной Венеции. Начиная со знаменитого Доменико Трезини, работы тичинских мастеров становятся заметными в архитектурном ландшафте. Мы поговорим не только о системе тичинских связей в первой половине XVIII века, но и обратимся к творчеству зодчих последующих эпох, сосредоточившись на особенностях архитектуры Луиджи Руска, Луиджи Фонтана,  Марио Ботта. 

В программе: осмотр музея градозащиты, лекция, осмотр примыкающей к зданию музея Скорбященской церкви архитектора Луиджи Руска.

Стоимость билета: 3500 р.

Для студентов и работников культуры возможна скидка на билет 50% при предъявлении соответствующих документов. Студентам архитектурных специальностей - скидка 75%.  Запросить скидку можно написав по адресу mail@okp.spb.ru

Фотографии со встречи:

Александра Смолянская

специалист по немецкому искусству, исследователь танца, сотрудник Русского Музея, аспирант РИИИ

Лекция Александры Смолянской на тему:

"Метаморфозы, или рекультивация: из истории танцевального искусства в Швейцарии"


О дате и времени проведения мероприятия будет сообщено дополнительно


XX век перевернул с ног на голову наши представления об искусстве танца, причем не последнюю роль в преображении мировой хореографии сыграла Швейцария. В начале 1900-х годов участники танцевальной колонии на вершине Монте Верита (Гора Истины) в Асконе открыли новые способы свободного движения, созвучные настроению и нерву эпохи. Культуре классического танца они предпочли ритуальную пляску, а репертуарный спектакль превратили в импровизацию и перформанс. Так были заложены основные принципы свободного танца (Freie Tanz), аусдруктанца (Ausdruckstanz, экспрессивный танец), танцевального театра (Tanztheater) и балета-модерн. На лекции мы совершим восхождение к швейцарским вершинам современного танца и их небожителям: от Рудольфа фон Лабана до Мориса Бежара.

Анна Болдышева 

врач и популяризатор науки

Лекция Анны Болдышевой на тему:

"Искусство врачевания в Швейцарии"

22 апреля, вторник, 19:00

Место проведения мероприятия сообщается после подтверждения регистрации

В наши дни Швейцария является мировым лидером в области медицины и фармакологии, и считается, что толчок в развитии этих наук совершил великий швейцарский врач, алхимик, естествоиспытатель и натурфилософ эпохи Возрождения Парацельс. Мы посмотрим на его роль с другого ракурса. 

Из многочисленных выдающихся швейцарских целителей на лекции будет рассказано о тех из них, чей путь в медицине был по-настоящему революционным, а деятельность по-настоящему самоотверженной; чей личный профессиональный вклад сохранил миллионы жизней. 

Среди них две исключительных женщины-хирурга: Мари Колин (1560-1638) и Энрикете Фавес (1791-1856). Женщины в те времена не практиковали медицину, поэтому одна изображала простую акушерку, хотя проводила сложные хирургические операции, а другая выдавала себя за мужчину, разделяя с мужчинами тяжелый труд хирурга во время наполеоновских войн. 

На лекции будут названы имена и других непревзойденных швейцарских врачей-новаторов, не только давших толчок развитию лечебного дела в Европе, но и проложивших дорогу современным достижениям медицины и фармакологии, о которых тоже будет сказано.

Участие в мероприятиии бесплатное. Вам нужно заполнить запрос на регистрацию, указав, кто Вас пригласил или откуда Вы узнали о мероприятии, и почему Вам интересна тема лекции.

Иван Дмитриевич Чечот искусствовед, преподаватель, старший научный сотрудник РИИИ

 швейцарский композитор, дирижёр и пианист

Встреча с И. Д. Чечотом на тему:

"Швейцарский композитор XX века Отмар Шёк, неоромантик и экспрессионист."

25 апреля, пятница, 19:00

Отель HELVETIA, зал "Базель"

Улица Марата, дом 11

Отмар Шек (1886 — 1957) самый крупный швейцарский-немецкий композитор 20 века. В его творчестве имеются параллельные и последовательно проявлявшиеся контрастные тенденции как авангардистского, так и консервативного, неоромантического характера. Шек автор нескольких опер, из которых наиболее знаменитыми являются экспрессионистская опера «Пентесилея» (1927) на сюжет одноименной трагедии Генриха Клейста и неоромантическая опера «Замок Дюранд» (1943) по новелле Йозефа фон Эйхендорфа. Но прежде всего Шек был композитором песен, Lieder - в особом немецком понимании этого жанра. Им было создано более 300 песен на слова великих поэтов 18-20 веков, вошедших в репертуар камерных певцов всего мира. В лекции предполагается дать историко-культурный портрет композитора турбулентной эпохи между двумя войнами, артиста, стремившегося сохранить связи с немецкой культурой даже во время гитлеризма и второй мировой войны. Шек яркое явление швейцарской культурной традиции, корни которой уходят в 19 век. Он был близким другом живописца и графика Альберта Вельти, увлеченным ценителем его творчества являлся знаменитый писатель Герман Гессе, живший в Швейцарии. Характеристика музыки О.Шека потребует сравнения его произведений с музыкой его учителей и предшественников, таких как М.Регер и Гуго Вольф, а также старших и младших современников от Г. Малера и Р. Штрауса до композиторов ново-венской школы.

В программе: лекция, бокал Швейцарского вина 

Стоимость билета: 4500 р.

Для студентов и работников культуры возможна скидка на билет 50% при предъявлении соответствующих документов. Запросить скидку можно написав по адресу mail@okp.spb.ru